Проект обращения от Союза СРО:
Проект
Президенту
Российской Федерации
В.В.ПУТИНУ
Обращение
Профессиональное сообщество арбитражных управляющих вынуждено обратить Ваше внимание на попытку ликвидировать один из немногих положительных примеров взаимодействия государства и бизнеса - сообщества в вопросах саморегулирования профессиональной деятельности в социально-значимой сфере профессиональной деятельности, какой является деятельность арбитражных управляющих.
Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, предусматривается взаимодействие государства, частного бизнеса и общества, ориентированное на создание условий для свободы предпринимательства и конкуренции, а также на развитие механизмов саморегулирования предпринимательского сообщества.
Данная позиция подтверждена «Концепцией совершенствования механизмов саморегулирования», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. N 2776-р.
Поэтому профессиональное сообщество арбитражных управляющих полностью поддерживает курс руководства страны на
становление института саморегулирования как специальной формы регулирования профессиональной деятельности путем объединения субъектов такой деятельности в некоммерческие организации, обладающие специальной правоспособностью, основной целью деятельности которых является контроль за соблюдением их членами законодательства Российской Федерации.
Развитие системы саморегулирования деятельности арбитражных управляющих позволило обеспечить усиление контроля за деятельностью арбитражных управляющих, повысить их ответственность за счет формирования эффективных механизмов индивидуальной и коллективной ответственности, в том числе финансовой, арбитражных управляющих и саморегулируемых организаций.
В тоже время принятый 29.12.2015 г. Федеральный закон № 391-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусматривает меры, целью которых, по мнению авторов, является повышение ответственности арбитражного управляющего в делах о банкротстве.
В частности предусматривается:
· повышение с 1 января 2017 года минимального размера компенсационного фонда саморегулируемой организации арбитражных управляющих с 20 миллионов рублей до 50 миллионов рублей и повышение размера компенсационной выплаты из компенсационного фонда саморегулируемой организации арбитражных управляющих по одному случаю с 5 миллионов рублей до размера, составляющего 50 процентов от величины компенсационного фонда;
· увеличение срока давности для привлечения арбитражных управляющих к административной ответственности с одного года до трех лет;
· применение дисквалификации на срок от шести месяцев до трех лет при повторном совершении арбитражным управляющим любого правонарушения;
· введение запрета на утверждение арбитражного управляющего в деле о банкротстве в течение года после его отстранения от исполнения обязанностей, если им были причинены убытки должнику, кредиторам.
Считаем, что предлагаемые нормы не смогут обеспечить достижение поставленных целей, и их принятие приведет лишь к тому, что основная масса арбитражных управляющих не сможет продолжать свою деятельность, что в свою очередь не позволит обеспечить ведение новых дел о банкротстве, особенно в условиях введения процедур банкротства физических лиц, и исполнять обязанности в уже ведущихся делах о банкротстве.
Необходимо отметить, что только с 1 января 2016 года вступили в законную силу поправки в Закон о банкротстве, принятые в декабре 2014 года, об увеличении в среднем в два раза до 20 миллионов рублей минимального размера компенсационного фонда саморегулируемой организации арбитражных управляющих и размера компенсационной выплаты по одному случаю – 5 миллионов рублей.
Повышение минимального размера компенсационного фонда саморегулируемой организации арбитражных управляющих без анализа практики эффективности применения нормы, вступившей в силу с 1.01.2016 года, представляется явно преждевременным и экономически необоснованным.
Анализ практики применения мер обеспечения финансовой ответственности арбитражных управляющих за причиненные ими убытки показывает, что в первую очередь ответственность арбитражного управляющего за нанесение ущерба в деле о банкротстве обеспечивается за счет обязательного страхования его ответственности, так за период с 2003 по 2014 год арбитражными управляющими и страховыми компаниями были возмещены убытки на общую сумму 264 миллиона рублей, что составило порядка 0,8 миллиона рублей по одному иску.
В целях повышения ответственности арбитражных управляющих саморегулируемые организации арбитражных управляющих принимают решения об увеличении минимального размера годового обязательного страхования ответственности арбитражного управляющего с величины, установленной законом в 3 млн. руб. до 7-10 млн. руб.
Закрепление конкретных требований к повышению ответственности арбитражного управляющего за счет увеличения минимального годового размера страхования ответственности арбитражного управляющего не требует внесения изменений в Закон о банкротстве, может быть осуществлено в специальном Федеральном стандарте, принятом Национальным объединением саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.
В тоже время для соблюдения новых положений Закона о банкротстве для достижения предлагаемого минимального размера компенсационного фонда - 50 миллионов рублей членский взнос члена саморегулируемой организации должен быть увеличен до 500 тысяч рублей либо численность членов саморегулируемой организации должна вырасти в 10 раз.
Новые меры, связанные с привлечением к ответственности арбитражных управляющих, противоречат позиции Конституционного суда Российской Федерации, выраженной в постановлениях от 12.05.1998г № 14-П, от 14.01.1999г. N 37-О, от 15.07.1999 г. N 11-П, от 19.03.2003 г. N 3-П о том, что установление конкретных санкций и наказаний, ограничивающих конституционные права граждан, должно основываться на конституционных принципах справедливости, быть соразмерным конституционно закрепленным целям и охраняемым законным интересам, а также характеру и степени совершенного правонарушения.
Эти меры не соразмерны степени совершенного правонарушения и значимости защищаемых интересов, так как значительное число нарушений, совершаемых арбитражными управляющими, носит формальный характер и не наносит ущерб должнику и кредиторам.
Считаем, что этот закон нацелен на массовое лишение арбитражных управляющих права на профессию по формальным признакам, не позволяет суду назначать справедливое и соразмерное наказание, возлагает на арбитражных управляющих необоснованные административные риски и экономическое бремя, лишает процессуальных возможностей и стимулирует затягивание производства по делу о банкротстве.
Такой подход вызывает наше недоумение, поскольку в вышеупомянутой Концепции при общей неудовлетворительной оценке практики саморегулирования в различных отраслях деятельности отмечается положительный опыт в сфере саморегулирования арбитражного управления за счет создания в целом функционирующего механизма ответственности за счет компенсационных фондов и системы обязательного страхования ответственности арбитражных управляющих.
Поэтому наше глубокое убеждение, что принятые нормы не смогут обеспечить заявленной цели повышения ответственности арбитражного управляющего в делах о банкротстве, зато будут способствовать тому, что основная масса арбитражных управляющих не сможет продолжать свою деятельность, что в свою очередь не позволит обеспечить ведение новых дел о банкротстве, особенно в условиях введения процедур банкротства физических лиц, и исполнять обязанности в уже ведущихся делах о банкротстве.
Эти нормы приведут к существенному снижению эффективности деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, уменьшат возможности контроля со стороны этой организации за деятельностью ее членов в связи с многократным увеличением числа ее членов и фактически создадут необоснованный имущественный ценз для вступления в саморегулируемую организацию.
Более того, по нашим оценкам, существенная часть саморегулируемых организаций арбитражных управляющих прекратит свою деятельность, и, в связи с этим, основная масса арбитражных управляющих вынуждена будет изыскивать средства для вступления в немногие оставшиеся саморегулируемые организации, и до тех пор также не сможет продолжать свою деятельность.