Эта ситуация с противоречивой практикой, с письмами ДСП вылилась в запрос в КС РФ .
Сегодня КС РФ вынес постановление относительно НДС в текущей деятельности.
Позиция Суда
Поскольку на практике должники-банкроты выделяют НДС в счетах-фактуры, покупатель рассматривается в этом случае налоговым органом как не имеющий права на получение вычета. И это происходит несмотря на то, что у покупателя есть счет-фактура, по общему правилу дающая право на такой вычет.
Покупатели продукции контрагентов-банкротов ставятся в неясные условия налогообложения. Покупатель фактически платит НДС не только при покупке необходимой ему продукции, но и при реализации своей. При этом он не может ни истребовать НДС как необоснованно выставленный у продавца, ни вернуть его из бюджета. Складывается и противоречивая правоприменительная практика. Поэтому подпункт 15 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса РФ не соответствует Конституции РФ.
Федеральному законодателю предписано внести в действующее нормативное регулирование необходимые изменения.
Впредь до этого указанная норма не подлежит применению в истолковании, исключающем предоставление вычета по НДС налогоплательщикам, которым предъявлена сумма НДС в цене продукции, произведенной организацией – банкротом в процессе ее текущей хозяйственной деятельности;
покупатели продукции организации-банкрота имеют право на вычет по этому налогу, если не будет установлено, что конкурсный управляющий и покупатель продукции знали, что сумма НДС, учтенная в цене продукции, при имеющемся объеме и структуре долгов организации не могла быть уплачена в бюджет;
налоговые органы не вправе доначислять покупателю НДС и отказывать ему в предоставлении вычета по НДС, если в ходе производства по делу о банкротстве ими не приняты были меры к прекращению организацией-банкротом текущей хозяйственной деятельности, в процессе которой произведена соответствующая продукция.