ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОПРЕДЕЛЕНИЕ от 18 мая 2015 г. N 306-ЭС15-3877
решением Арбитражного суда Волгоградской области от 01.07.2014 иск удовлетворен. Договор аренды нежилого помещения от 19.03.2014 N 32, заключенный между обществом "ЕМ-Логистик" и обществом "Монолит-бетон", признан недействительной (ничтожной) сделкой.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2014, оставленным без изменения
постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 22.01.2015, решение Арбитражного суда Волгоградской области от 01.07.2014 отменено, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе банк ссылается на нарушение его прав и законных интересов в результате неправильного применения арбитражным судом норм права.
Жалоба подлежит рассмотрению в порядке кассационного производства по правилам, установленным
статьями 291.1 -
291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно
пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в ней доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке и (или) для решения вопроса о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.
Изучив изложенные в жалобе доводы и принятые по делу судебные акты, судья Верховного Суда Российской Федерации сделала вывод об отсутствии оснований, предусмотренных
пунктом 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по которым кассационная жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судом установлено, что между банком (кредитор) и обществом "ЕМ-Логистик" (заемщик) были заключены кредитные соглашения: от 28.07.2010 N КС-726000/2010/00055 и от 29.07.2010 N КС-726000/2010/00056, предметом которых являлось предоставление заемщику в кредит 50 000 000 руб. для приобретения, ремонта, модернизации основных средств.
В обеспечение требований банка по указанным кредитным соглашениям между банком (залогодержатель) и обществом "ЕМ-Логистик" (залогодатель) были заключены договоры об ипотеке зданий (строений) и права аренды земельного участка от 28.07.2010 N ДИ-726000/2010/00055 и от 29.07.2010 N ДИ-726000/2010/00056.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 08.08.2013 по делу N А12-24886/2012 общество "ЕМ-Логистик" признано банкротом, открыто конкурсное производство.
Требования Банка, основанные на данных кредитных соглашениях, включены в реестр кредиторов общества "ЕМ-Логистик" как обеспеченные залогом указанного выше недвижимого имущества.
19.03.2014 между обществом "ЕМ-Логистик" в лице конкурсного управляющего Горн И.В. и обществом "Монолит-бетон" заключен договор N 2 аренды указанных объектов недвижимости.
Банк обратился в арбитражный суд с иском по настоящему делу, сославшись на то, что не давал своего согласия на заключение договора аренды в отношении имущества, находящегося у него в залоге.
В силу
пункта 4 статьи 18.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", должник вправе отчуждать имущество, являющееся предметом залога, передавать его в аренду или безвозмездное пользование другому лицу либо иным образом распоряжаться им или обременять предмет залога правами и притязаниями третьих лиц только с согласия кредитора, требования которого обеспечены залогом такого имущества, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором залога и не вытекает из существа залога.
В соответствии с
пунктом 2 статьи 346 Гражданского кодекса Российской Федерации залогодатель вправе отчуждать предмет залога, передавать его в аренду или безвозмездное пользование другому лицу либо иным образом распоряжаться им только с согласия залогодержателя.
Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции указал, что действующее законодательство о залоге предусматривает иные, чем указаны в
статье 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, последствия нарушения порядка распоряжения предметом залога.
В частности, в случае, когда для распоряжения заложенным движимым имуществом требовалось согласие залогодержателя (
пункт 2 статьи 346 Гражданского кодекса Российской Федерации), сделка залогодателя по распоряжению предметом залога, совершенная без согласия залогодержателя после заключения договора о залоге, не может быть оспорена последним, поскольку в
подпункте 3 пункта 2 статьи 351 Кодекса установлено иное последствие нарушения положений закона о распоряжении залогодателем предметом залога, а именно - предъявление требования о досрочном исполнении обязательства, обеспеченного залогом, и об обращении взыскания на предмет залога.
Согласно
пункту 2 статьи 40 Федерального закона от 16.07.1998 N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)" в случае обращения залогодержателем взыскания на заложенное имущество по основаниям, предусмотренным законом или договором об ипотеке, все права аренды и иные права пользования в отношении этого имущества, предоставленные залогодателем третьим лицам без согласия залогодержателя после заключения договора об ипотеке, прекращаются с момента вступления в законную силу решения суда об обращении взыскания на имущество, а если требования залогодержателя удовлетворяются без обращения в суд (во внесудебном порядке), с момента заключения лицом, выигравшим торги, договора купли-продажи с организатором торгов при условии, что заложенное имущество реализуется с торгов, либо с момента государственной регистрации права собственности залогодержателя в части ипотеки при условии, что заложенное имущество приобретается в собственность залогодержателя. Действия по распоряжению заложенным недвижимым имуществом, совершенные без согласия залогодержателя после заключения договора ипотеки (за исключением сделок по отчуждению заложенного имущества, а также последующих договоров об ипотеке, заключенных, несмотря на запрещение, установленное предшествующим договором об ипотеке), не могут быть оспорены последним (
пункты 22,
23 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 года N 10 "О некоторых вопросах применения законодательства о залоге").
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что заключение договоров аренды в отсутствие согласия залогодержателя в отношении спорных объектов недвижимости, не свидетельствует о нарушении прав и законных интересов залогодержателя, не влияет на возможность обращения взыскания на заложенное имущество и получение максимальной выручки от его реализации, а также не влечет недействительность договора аренды, на основании чего в удовлетворении иска отказал.
Суд округа выводы суда апелляционной инстанции поддержал.
Доводы банка о противоречии оспоренной сделки норме
пункта 1 статьи 174.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающей, что сделка, совершенная с нарушением запрета или ограничения распоряжения имуществом, вытекающих из закона, в частности из законодательства о несостоятельности (банкротстве), ничтожна в той части, в какой она предусматривает распоряжение таким имуществом (
статья 180), были рассмотрены судом апелляционной инстанции и отклонены с указанием на то, что данная норма предусматривает ничтожность сделки, совершенной с нарушением именно запрета или ограничения распоряжения имуществом и спорные правоотношения не регулирует.
Суд округа выводы суда апелляционной инстанции поддержал.
Изложенные в жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела.
Исходя из изложенного, руководствуясь
статьями 291.6 и
291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья
определила:
Отказать открытому акционерному обществу Банк ВТБ в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.